Просмотров: 1124
ERP скорее жив, чем мертв
Аналитика

ERP скорее жив, чем мертв

10.06.2015

Заказчики сегодня готовы выделять средства только на такие ИТ-проекты, которые могут принести экономический эффект быстро. Означает ли это, что рынок больших ERP умер? Или сам термин, которому уж четверть века, устарел? А может быть, подходы к автоматизации меняются, но фундаментальная потребность бизнеса в единой и прозрачной учетной системе сохраняется.

По данным Allied Market Research, мировой рынок ERP-систем к 2020 году вырастет до $41,69 млрд. Аналитики отмечают, что здесь продолжают доминировать Северная Америка и Европа, а наибольшую динамику демонстрируют Латинская Америка и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Объем продаж ERP последнего составит к 2020 году более $9 млрд. Наиболее активными потребителями, за счет которых растет этот сегмент, становятся аэрокосмическая отрасль, а также ОПК. Особых сюрпризов на этом рынке сегодня нет, хотя его по-прежнему характеризуют консолидационные процессы: крупные вендоры продолжают покупать нишевых игроков, то есть новые технологии либо дополнительную функциональность или их клиентскую базу.

Отдельные крупные проекты по внедрению ERP происходят в связи со сделками слияния и поглощения компаний. Для эффективного управления новым консолидированным активом нужна единая система учета. Такие сделки, как правило, в кризис случаются чаще, чем в «мирное» время. То есть рынок сегодня для таких проектов все еще есть.

Но проекты модернизации ERP и внедрения новых систем после сделок М&А актуальны для клиентов из крупных городов, которые прошли этап первичной автоматизации. На остальной территории РФ, как считают эксперты, проникновение ERP еще недостаточно для того, чтобы говорить о насыщении рынка.

В регионах, где о ERP только-только начинают думать, приходится убеждать клиентов в их полезности. Особенно это сложно делать в условиях сложившейся непростой экономической и политической ситуации в стране, которая все же негативно отражается на динамике сегмента ERP.

Взгляд в историю

Понятие ERP придумали аналитики Gartner Group в 1990-х годах, к тому моменту решения для комплексной автоматизации существовали уже больше десятка лет. Со временем оказалось, что клиентам необходимо учитывать отраслевую специфику, а также особенности их бизнеса. «Допиливание» стандартных программных решений превратилось в бесконечный и затратный процесс, который может длиться годами. Сегодня, когда бизнес должен обладать максимальной гибкостью и маневренностью, ERP выглядит таким же атавизмом, как железные доспехи рыцаря в городе, которые надели для защиты от нападений бандитов или при столкновении с автомобилем. Менять громоздкую ERP-систему так же быстро, как меняются условия, практически невозможно. С другой стороны, без автоматизации базовых процессов компания также жить не может. В начале 2000-х Gartner Group пыталась ввести новый термин — ERP II, подразумевая под ним системы следующего поколения, ориентированные на интеграцию и работу в бизнес-цепочке совместно с участниками экосистемы.

Философия изменилась: теперь ERP — это класс различных решений, которые выступают в роли отдельных модулей, автоматизирующих те или иные куски бизнеса. Важно то, что они могут интегрироваться между собой. То есть железные доспехи средневекового рыцаря трансформировались в легкий костюм Бэтмена из пуленепробиваемой инновационной ткани, не стесняющей движений.

Рынок ERP-систем

Автоматизация издалека

Гибкость и маневренность, которых требуют заказчики сегодня, привели к тому, что ERP стали поставляться из «облака». Большинство вендоров сегодня готовы предложить веб-версию своего продукта по модели SaaS. Помимо «облачного» тренда в этом сегменте усиливается «мобилизация» — на фоне быстрого проникновения мобильных устройств в бизнес-среду. Еще один заметный вектор трансформации — это интеграция ERP и BI.

Как прогнозировали десять лет назад аналитики Gartner, сегодня ERP продолжает развиваться в направлениях расширенного межкорпоративного взаимодействия, реализации отраслевых сценариев и большей вариативности стандартных процессов.

Массмаркет

Несколько лет назад компании часто приобретали громоздкую и очень дорогую систему целиком — «для статуса» и «на вырост». Сегодня решения предпочитают покупать в виде отдельных модулей, автоматизирующих конкретную задачу. То есть теперь решения класса ERP стали использовать для получения конкретной пользы для бизнеса, и покупают их по частям. Этот подход характерен для новых клиентов вендоров — компаний из разряда среднего и даже малого бизнеса.

Пять инновационных трендов ERP

ТРЕНД #1. Приближение ERP к объектам реального мира

Раньше практически все данные в ERP-системы вводились вручную. Сейчас вендоры идут к автоматическому получению информации с датчиков оборудования в режиме реального времени. Такой подход предъявляет повышенные требования к СУБД, лежащим под ERP-системой.

ТРЕНД #2. Тесная интеграция с бизнес-сетями контрагентов

Бизнес-пользователи хотят, не покидая привычную ERP-систему, связаться с внешними контрагентами. Такую возможность обеспечивает бесшовная интеграция с сетями поставщиков/ производителей.

ТРЕНД #3. Движение в сторону «облаков»

Размещение и использование ERP по модели SaaS удобно и позволяет снизить затраты, но вместе с тем требует размещения значимых для бизнеса данных за пределами предприятия. Компромиссным вариантом может быть гибридная модель, когда часть ERP-системы с наиболее важной для бизнеса информацией размещается привычным образом на серверах предприятия (on-premise), а другая часть используются из «облака».

ТРЕНД #4. Повышение эргономичности пользовательского интерфейса

Последние версии ERP-систем приближаются к социальным сетям по степени удобства пользовательского интерфейса. Все большее количество функций ERP становится доступным через мобильные приложения.

ТРЕНД #5. Сращивание ERP-систем с BI

Раньше для анализа трансакционных данных из ERP-систем использовались отдельные системы бизнес-аналитики, что требовало дополнительного времени на агрегирование и загрузку данных. Чтобы избежать этого современные ERP используют in-memory базы данных, которые обеспечивает возможность анализа всех данных «на лету».

По материалам: http://kommersant.ru

комментарии

Сообщение успешно отправлено!

В ближайшее время мы свяжемся с вами по указанным вами контактным данным

Ваше имя
Ваш e-mail
Компания
Ваш телефон
Звездочкой (*) отмечены поля, обязательные для заполнения
Ваше имя
Ваш e-mail
Компания
Ваш телефон
Звездочкой (*) отмечены поля, обязательные для заполнения
Ваше имя
Ваш e-mail
Компания
Ваш телефон
Звездочкой (*) отмечены поля, обязательные для заполнения